понедельник, 17 июня 2013 г.

Почему не "курсы" (часть первая)?

Когда я начинал детский проект в 2001 году, сама идея компьютерных курсов для детей казалась новой и это подтвердилось резким ростом количества участников проекта. В первый год мы, безо всякой рекламы набрали 40 детей, во второй год количество участников достигло 60 и дальше мы росли вплоть до предкризисного 2007 года, когда достигли числа учеников в 150 человек. В моем Центре был муравейник из детей. Мы работали "не покладая рук", "не закрывая рот" и "не присев на стул". Дальнейшее падение можно было предсказать. Не только в кризисе 2008-го была причина — компьютер перестал быть диковинкой. Как раз к середине прошлого десятилетия произошла массовая компьютеризация, как дома (компьютер именно в эти годы стал обычным бытовым прибором), так и в школе. Благодаря стараниям нашего государства, школы были (как и все в России, практически мгновенно, за пару лет) компьютеризированы "на 146%". В школах, в которых во времена моей учительской юности, было не наскрести подержанных, подаренных родителями компьютеров и на один класс, вдруг стало таких классов по несколько штук. А это значит, что и конкуренция со стороны школ увеличилась многократно. К тому же появились и развернулись государственные центры информатизации, которые начали делать то же самое, что и мой Центр, но в разы дешевле (поскольку не имели той нагрузки на содержание имущества, которую несет мой Центр).

Удивительным мне кажется тот факт, что мы выжили. И не просто выжили, а успешно существуем. Этот учебный год (2012/13) закончили более 60 детей (с учетом текучки в этом году в курсах приняли участие более 90 детей), которые обучались по семи направлениям. Объяснить такую живучесть можно только той свободой в выборе преподавателей и учебного материала, которую дает предпринимательский статус. Ну и репутацией, которую мы заработали за 12 лет существования.

Но этот успех не может служить основой для дальнейшего развития. Ключевым здесь является слово "существование". Существовать мне мало. Мой Центр и все его направления должны развиваться. Мне должно быть интересно заниматься делом, а не прозябать в тени массивных конкурентов.

Это были "внутренние" причины для преобразований. Теперь о внешних.

С образованием, каким мы его знали, что-то происходит. Перемены эти незаметны, ползучи и неотвратимы. Они никак не связаны с теми бесчисленными экспериментами, которые длятся вот уже почти 30 лет. Это внешний фон, зачастую, бестолковая и вынужденная реакция на вызовы времени.

Меняется многое. Начнем с того, что уже ни один учитель, кроме учителя начальных классов, не является "монополистом на знание". Интернет и доступность других источников информации сделали свое дело. Еще во времена моего детства была достижима идея организации удаленного обучения посредством специализированных телепрограмм. И в то время школы боролись за "телевизор в каждом классе". Я помню уроки, когда нам показывали учебный фильм при помощи кинопроектора или подгадывали расписание уроков под трансляцию нужного научно-популярного фильма. Видеомагнитофоны в школах я не застал — они появились гораздо позже, но тенденция стала ясна еще тогда. Учитель не может вечно оставаться на позициях Прометея, который в единственном числе несет "свет знания". Интернет довел эту ситуацию до логического финала. Нет смысла сейчас ходить в традиционную школу за знаниями. Знания гораздо ближе. Их во много раз больше, чем может дать среднестатистический учитель. Они записаны в удобной форме, ярко оформлены и чрезвычайно доступны. Прогресс сделал свое дело. Учиться стало неимоверно легко.

И в то же время так же сложно. Самым сложным я считаю момент выбора "нужного" знания. Если в 18 веке возможен был человек, обладающий всем багажом научных знаний человечества, то сейчас такой Ломоносов невозможен. Количество знаний увеличилось многократно. И попытка впихнуть весь объем знаний, "на всякий случай" в головы несчастных детей все больше наталкивается на их неосознанное сопротивление. Постоянно снижается возраст "потери интереса к учебе". Уже сейчас идут в школу первоклассники, которым не хочется учиться.

Ухудшает ситуацию безудержный информационный поток. Мои родители в моем возрасте получали информацию из газет. И то, потому что их "выписывали". И из одного телевизионного канала, по которому говорили много бессмысленной словесной жвачки, в которую никто не верил и можно было ее пропускать мимо ушей. Сейчас же информация стала супердоступна, ее поток резко увеличился. Конкурирующие информационные источники делают ее подачу более агрессивной. Оставить место для каких-то там "нужных знаний" в голове не так-то и просто. Столько соблазнов — сериалы, музыка, компьютерные игры. Их потребление проще, не связаны с усилиями по запоминанию и происходит в очень комфортной обстановке. Мы, родители, с высоты своего жизненного опыта, понимаем, что если дать волю такому информационному потреблению, то наши дети не смогут добиться успеха и занять достойное им место в этом мире, прийти нам на смену, поддержать своих детей и продолжить жизненную цепочку дальше. Мы заставляем детей учиться, ходить в школу, выполнять домашние задания, мы нанимаем репетиторов. Но с каждым шагом, который мы предпринимаем с усилием, мы натыкаемся на резиновую стену сопротивления, которую выстраивают наши дети вокруг обучения. Им не хочется учиться, если они и учатся, то чаще из страха потерять нашу любовь, из привычки выполнять ежедневные процедуры. Но они не осознают необходимость обучения как неотъемлемой части любого успеха. Наши дети не видят прямой связи между обучением и дальнейшей жизнью. Они учатся, чтобы поступить в ВУЗ, а поступают в ВУЗ, чтобы...

Это миф, что для успеха в нашей жизни, так уж нужно получать высшее образование. Нет, я не отрицаю необходимость общения с умными людьми на протяжении пяти лет, пользы от КВН и дискотек. Но к вышеперечисленным причинам снижения эффективности традиционного образования добавляется еще одна характерная черта современной жизни, как увеличение количества специализаций. Известен факт, что десять самых успешных специальностей не существовали десять лет назад. В IT-сфере этот эффект особенно заметен. Даже программисты, специализирующиеся на одном языке не могут сказать, что занимаются одним делом. А сколько уникальных профессий породила каждое направление в IT. Можно ли было представить себе профессию тестировщика компьютерных игр или копирайтера сайтов двадцать лет назад? А это сейчас очень популярные и востребованные специальности. Специфика все больше отгораживает профессионалов, делает их односторонними и редкими. Это уникальность, с одной стороны, повышает стоимость кадров, с другой стороны чрезвычайно усложняет обучение. Особенно в формате традиционной школы, училища, ВУЗа. Специалистов одного профиля на рынок надо выпускать единицами. Для их подготовки тоже нужны специалисты, которых днем с огнем не найти. Традиционное образование косно и неповоротливо по своей природе, для его успешного функционирования необходим неизбежный временной лаг. Профессионалы должны накопить опыт, который потом должны передать ученикам. Сейчас такой лаг не успевает возникать — настолько быстро появляются и исчезают профессии и специализации. Мой друг, программист с 20-летним стажем, досконально изучил и применял около десятка технологий. Его работа неразрывно связана с постоянным самообучением.

Попробую собрать все воедино. Нашим детям придется жить в другом мире. В мире, где диплом об окончании ВУЗа любого цвета будет значить все меньше и меньше. В мире, где умение меняться, менять свою жизнь, менять профессию, навыки, привычки, станет одним из самых главных конкурентных преимуществ. В мире, где конкуренция будет доведена до точки кипения. Профессионалы будут получать все, остальные будут прозябать на неинтересных работах с низкой зарплатой. Нас ждет третья промышленная революция. Революция знаний, революция творчества и интеллекта. Все, что будет возможным автоматизировать, будет автоматизировано. Ручной труд повсеместно будет исчезать из нашей жизни. Останутся только ремесленники и редкие специалисты. Даже умственный труд будет подвергаться серьезным реформам. Я предвижу резкое сокращение управленческих штатов компаний в ближайшее десятилетие.

Что же делать нам, ответственным родителям, которые хотят оставить своим детям лучшее будущее? Чем мы можем им помочь, если традиционное образование не будет решать свои задачи? Как можно предвидеть специализацию своего ребенка, если мы про себя-то через пять лет сказать ничего не можем?

У меня нет исчерпывающих ответов. И данный формат — это поиск этих ответов, поиск форм, которые в будущем станут основой Нового Образования. Я не считаю себя революционером. Но я хочу быть одним из тех, чьи усилия помогли найти ответы на эти вопросы. И приглашаю всех участвовать в этом процессе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий