понедельник, 17 июня 2013 г.

Почему не "курсы" (часть вторая)?

Так что же мы можем дать своим детям, кроме денег?

В предыдущем посте я изложил свое понимание того, почему современное формальное "образование" не справляется с задачами в современном мире. Но это не значит, что образование исчезнет из-за Интернета и ТВ. Оно изменится.

Уже сейчас я могу сказать, что ценнее получать не образование, а нужные знания. Не профессию, а полезные умения, не специализацию, а необходимые навыки. Мы не знаем о профессии наших детей НИЧЕГО. Как наши родители ничего не знали о том, что такое Айфон и чем разработчик игр для него отличается от разработчика игр на "андроиде".

Но я могу точно сказать о том, чему надо учить детей уже сейчас. Есть несколько навыков, которые "скорее всего" будут востребованы в ближайшие десятилетия.

Это языки. Особенно в России. Наше имперское мышление и глухой провинциализм не дают нам обратить особое внимание изучению хотя бы английского языка. Грешен, сам им владею на уровне "прочитать и понять, про что пишут". Языковая подготовка пока не моя специализация, хотя я не исключаю для своего Центра и такое направление работы.

Компьютер. Как ни странно, именно этот навык я ставлю вторым после языковой подготовки и готов к шквалу критики со стороны стороннего читателя: "Видякин пропагандирует компьютерную подготовку, потому что сам ею занимается". Не-а. Все наоборот. Я занимаюсь компьютерной подготовкой, потому что считаю ее очень важной. Цифровое неравенство стало одной из проблем человечества, которую оно пока не осознает. Большинство считает эту проблему присущей "возрастным пользователям". Нет, нет и еще раз нет. Эта проблема не уйдет с поколением наших бабушек. Она с нами навсегда. Технологии работы с информацией только усложняются. Компьютерная техника применяется во всех сферах жизни и сейчас тот, кто не знает, что такое "слои в фотошопе" вынужден прибегать к услугам "специалистов по фотошопу" по малейшему поводу, не понимает уровня сложности проекта, не может управлять дизайнерами, и... выключен из множества областей нашей жизни. То же самое с программированием, созданием сайтов, локальными сетями и так далее. Неумение пользоваться базовыми навыками работы с цифровой информацией приравнивается к бытовой беспомощности в 20-м веке, неумению пользоваться микроволновой печью, водить автомобиль, звонить по телефону.
Да, большинство необходимых навыков дети легко впитывают еще в раннем возрасте. Но, во-первых, они легко берут то, что легко берется, а сложные моменты остаются неизведанными. С другой стороны, владение профессиональными приемами, пусть даже и в небольшом объеме куда эффективнее приемов самоучки.
Мой пример весьма показателен. Я за компьютером с марта 1989 года. Скоро юбилей. Я начал убивать время компьютерных  монстров задолго до того, как этим начали заниматься обычные люди — с 1992 года. Я видел (и не только видел, но и использовал) Windows 3.1 Я изучаю Excel с 1995 года. Я начал пользоваться интернетом с 1998 года. Казалось бы, куда круче? Много ли наберется людей с таким опытом общения с компьютерной техникой? Среди сверстников я скорее исключение, чем правило. Но я напрочь пропустил мобильную революцию, социальные сети — не самая сильная моя сторона. Я так же далек от программирования, как и от дизайна.

К чему это я? К тому, что "компьютер изучить" невозможно. Сейчас вся жизнь связана с компьютерной техникой и управлением информацией. Навыки работы с ней специфичны, требуют особого опыта и перестройки сознания. Помощь в этой области никогда не будет лишней. Язык тоже можно изучить самостоятельно, и физику, и географию. В Интернете сейчас есть все. Но человек учит человека гораздо эффективнее.

Так я говорил всегда. Чувствуете, как льется мой слог, как я нахожу доводы даже там, где сплошные возражения? :-) Заговорить зубы по этой теме для меня не проблема.

Проблема в том, что дети не хотят учиться. Они устают, они загружены и перегружены информацией. Той, которую им дают в современных школах. Не думайте плохо о своих детях. Они сейчас получают гораздо больше информации, чем мы в их возрасте. Школьные учителя не хотят прослыть лишними, поэтому каждый требует особого расположения к своему предмету.
Кроме этого на детей давит информационный пресс. У них множество соблазнов и поводов отвлечься. И еще один вид учебных занятий подчас в тягость.

Заставить детей учиться я не могу. У меня нет на это никаких стимулов, кроме интересности занятий и харизматичности преподавателей. И после Нового Года, когда февральская серость и уныние захватывают город, а сезонные простуды опустошают классы, не все ребенки решают вернуться к нам.

"Нам нужна сверхцель" — так я подумал в этом мае. Мы должны учиться не для того, чтобы учиться. Мы должны делать настоящее ДЕЛО и ради ЭТОГО мы должны учиться. Умный человек сказал, что результат труда уже сам по себе есть награда за труд. Но какой результат от изучения фотошопа? Знание 1001 инструмента? 101 нарисованный помидор с зубами? Хватает на 10 минут посмеяться с друзьями. Нужен настоящий ПРОДУКТ. Взрослый, который можно ощутить, которым можно долго хвалиться и чувствовать причастность к процессу творения.

Именно поэтому мы больше не будем учиться ради того, чтобы учиться, мы будем делать. А учиться будем только тому, что будет помогать нам создавать продукт.

Расскажи мне. И я забуду. Покажи мне. И я запомню. Дай мне сделать. И я научусь. 

Прошло время неприкладных знаний. Чтобы научиться плавать, надо плавать. Чтобы научиться пахать, надо пахать. Если мы видим будущее наших детей не за штурвалом трактора (ничего не имею против сельского хозяйства, сам оттуда родом), нам надо занимать детей тем, что будет им более близким. Дети должны быть близки к своему возможному будущему. Так им будет легче его осуществить.

1 комментарий:

  1. Я бы еще добавила к списку необходимых навыков: умение выступать, умение ясно выражать свои мысли и устно и письменно.

    ОтветитьУдалить